Вороны, могут быть самыми умными представителями животного мира

Вороны издавна считались хитрыми. Но их интеллект может быть гораздо более продвинутым, чем мы
могли подозревать.

Ворону звали Бетти. И она была на пути к славе. Ученые из Оксфордского университета с удивлением наблюдали, как она небрежно взяла кусок проволоки в своей клетке, а затем использовала ближайший предмет, чтобы согнуть его с одного конца, превратив проволоку в инструмент с крючками. Этот инструмент позволил Бетти поднять из пластиковой трубки маленький контейнер с мясом – восхитительное сердце свиньи. Обед был подан.

Тогда, в 2002 году, подвиг Бетти был источником удивления. Как эта ворона так спонтанно решила такую ​​сложную проблему? Это предложило умственную акробатику сродни нашей собственной. Это, как гласит заголовок, было потрясающе умной вороной.

За исключением того, что Бетти была не такой особенной, как думали некоторые. Много лет спустя исследования показали, что вороны Новой Каледонии – обычные инструментальщики. В дикой природе они делают это все время. Первоначально наблюдатели были поражены поведением Бетти, потому что все выглядело так, как будто она придумала дизайн своего зацепленного инструмента на лету. Как инженер, изобретающий новую машину. В действительности, жители Новой Каледонии эволюционировали, чтобы сделать крючковые инструменты из мягких веток, как часть их обычной деятельности по добыче пищи.

Это был не столько момент гениальности, сколько выражение ее натуры.

«Я не хочу преуменьшать ее когнитивные способности», – говорит Кристиан Рутц в университете Сент-Эндрюс. «По крайней мере, это заставляет нас пересмотреть, насколько проницательным было поведение Бетти».

Ново-каледонские вороны принадлежат к врожденному семейству птиц – так же, как и галки, грачи, сойки, сороки и вороны. В последние годы мозг этих птиц изучается все более внимательно. Нет сомнений, что некоторые из них обладают впечатляющими когнитивными способностями. Но интеллект – мутная тема. Что именно это, в первую очередь? И почему это развилось?

Corvids помогают нам ответить на эти вопросы.

 

Интеллект коренится в мозге. У умных приматов, включая людей, в мозге есть особая структура, называемая неокортексом. Считается, что это помогает сделать расширенное познание возможным. В частности, у врановых нет такой структуры. Вместо этого они развили плотно упакованные кластеры нейронов, которые дают им подобное умственное мастерство.

Конкретный тип мозга, который у них есть, на самом деле не имеет значения – у врановых и приматов одни и те же базовые возможности с точки зрения решения проблем и пластичности, или способности адаптироваться и изменяться перед лицом новой информации и опыта. Это пример конвергентной эволюции, когда совершенно разные эволюционные истории привели к одной и той же особенности или поведению.

Людям легко понять, почему то, что могут делать вороны, полезно. От выявления людей, которые ранее представляли угрозу для них или других в их группе, до использования жестов для общения – мы тоже полагаемся на такие способности, как эти.

Рутц однозначен. Некоторые птицы, такие как вороны Новой Каледонии, которых он изучает, могут делать замечательные вещи. В статье, опубликованной ранее в этом году, он и его соавторы описали, как жители Новой Каледонии разыскивают особый тип стебля растения, из которого изготавливают свои зацепленные инструменты. Эксперименты показали, что вороны нашли желаемые стебли, даже когда их замаскировали листьями разных видов растений. Это указывало на то, что птицы выбирали материал для своих инструментов, который, как они знали, был как раз для этой работы. Вы бы не использовали гаечный ключ для забивания гвоздя?

В дикой природе жители Новой Каледонии используют свои инструменты, чтобы выкапывать насекомых из ям, например, в стволах деревьев. Кадры этого поведения были сняты на камеру.

Вы можете подумать, что некоторые животные умнее других – с людьми на вершине пресловутого дерева. Конечно, люди слишком полагаются на интеллект, чтобы обойтись. Но это не значит, что мы лучшие в каждой умственной задаче. Шимпанзе, отмечает Дакота Маккой из Гарвардского университета, обладают лучшими краткосрочными воспоминаниями, чем люди. Это может помочь им запомнить, например, где находится еда на пологе леса.

Ранжирование интеллекта животных кажется все более бессмысленным занятием, если учесть действительно важную вещь: насколько хорошо это животное приспособлено к своей нише. Интеллект – это, прежде всего, средство для специализации.

Как говорит Рутц, анализ интеллекта ворон «не может быть отделен от естественной истории животного». И новозеландцы далеко не единственные нечеловеческие виды, которые развили способность использовать инструменты. Список других животных, которые разделяют эту черту, включает шимпанзе, попугаев, аллигаторов и даже крабов.

Исследователи предполагают, что вороны и вороны имеют естественное любопытство (Фото: Alamy)

В то время как познание может помочь существу делать вещи, необходимые для выживания в его собственной среде, другие животные обходятся другими способами. Там, где ворона использует умственные способности и инструменты для доступа к труднодоступной пище, жираф просто вытягивает длинную шею. У умных винтиков есть еще один инструмент из собственного набора инструментов Evolution.

Тем не менее, «умные» животные могут иногда выполнять задачи сверх тех, которые строго требуются природой.

В этом ролике из телесериала Би-би-си «Внутри животного разума» Крис Пакхэм смотрит, как новозеландец по прозвищу 007 решает искусственно созданную головоломку, включающую восемь различных этапов.

Похоже, это затмило демонстрацию скромного крючка Бетти. Теперь было показано, что ворона применяет свои когнитивные способности для решения сложных задач. С такой ситуацией птица никогда не столкнется в дикой природе, но все равно превосходит ее. Правда, 007 уже узнал, как работают отдельные шаги, но их последовательное решение представляет еще большую проблему. Это намек на то, что эта птица может планировать заранее до некоторой степени. Вероятно, есть много других интересных вещей, которые может сделать 007 и его коллеги-вороны, мы просто еще не проверяли их.

 

Тем не менее, «умные» животные могут иногда выполнять задачи сверх тех, которые строго требуются природой.

В этом ролике из телесериала Би-би-си «Внутри животного разума» Крис Пакхэм смотрит, как новозеландец по прозвищу 007 решает искусственно созданную головоломку, включающую восемь различных этапов.

Похоже, это затмило демонстрацию скромного крючка Бетти. Теперь было показано, что ворона применяет свои когнитивные способности для решения сложных задач. С такой ситуацией птица никогда не столкнется в дикой природе, но все равно превосходит ее. Правда, 007 уже узнал, как работают отдельные шаги, но их последовательное решение представляет еще большую проблему. Это намек на то, что эта птица может планировать заранее до некоторой степени. Вероятно, есть много других интересных вещей, которые может сделать 007 и его коллеги-вороны, мы просто еще не проверяли их.

 

Маккой, как и Руц, также изучает вороны Новой Каледонии. В статье, опубликованной в этом году, она и ее коллеги описали эксперимент, предназначенный для того, чтобы показать, не влияло ли настроение птиц на инструмент. Новых каледонцев обучали распознавать, что коробка на одном конце стола содержала больше еды, чем коробка на противоположном конце. Затем воронам подарили коробку посередине стола, указывающую на неопределенное количество мяса внутри.

Птицы, которые недавно использовали инструменты для извлечения пищи из контейнера, приблизились к загадочной коробке быстрее, чем те, которые не использовали инструменты. Это говорит о том, что использование инструмента сделало ворон более оптимистичным, говорит Маккой.

Это не значит, что они обязательно были «счастливы», добавляет она, – но это говорит о позитивной взаимосвязи между использованием инструмента и ожиданиями.

Познание, говорит Маккой, может быть забавным. Это открывает дверь к поведению, которое не обязательно необходимо для выживания.

Вороны показали передовое решение проблем в ситуациях, с которыми они никогда не столкнутся в дикой природе (Фото: Getty Images)

Вороны, на самом деле, могут быть похожими на нас не столько потому, что они умны (как и мы), а скорее потому, что они иногда используют свой ум просто для забавы – и мы тоже.

Она говорит, что у ворон Маккой есть естественное любопытство. Они дерзко хватают научное оборудование и летят с ним в вольере. Особенно молодые птицы, говорит она, любят играть. Люди не так уж отличаются друг от друга, утверждает она: «У нас есть эти невероятно огромные мозги, но мы используем их для создания кроссвордов – это не то, что эволюционно выбрано».

Можно утверждать, что есть полезные преимущества для такого умственного напряжения. Он держит ум в тонусе, он укрепляет свои способности – все, кто способен выжить. Но если в этом есть удовольствие или если он имеет неожиданные последствия, можно также сказать, что такая деятельность является лишь частью того, что делает жизнь яркой. Ново-каледонские вороны, как мы и другие умные животные, имеют настроение и воспоминания. Стратегии и ожидания. Кажется, они замечательно способны взаимодействовать со сложностью.

Эволюция сделала это возможным. Но познание, как и сама жизнь, служит не только потребностям. Животный интеллект позволяет возникать всевозможным захватывающим явлениям. Горилла, которая признает человеческий язык. Ворона, которая решает головоломки. Попугай, который рассказывает анекдоты.

Природа предоставила записи, а мозг животных создает музыку. Разум, как говорится, является единственным ограничением.

Присоединяйтесь к миллиону будущих поклонников, полюбив нас на Facebook, или подписывайтесь на нас в Twitter или Instagram.

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием «Основной список». Отобранная вручную подборка историй из BBC Future, Culture, Worklife и Travel, доставляется на ваш почтовый ящик каждую пятницу.

 

Leave a Comment